нформация о правилах обращения с отходами I - IV классов опасности, порядке осуществления раздельного сбора отходов.

 


Глава III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ



Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 29.06.2015))

1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

2. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте обезвреживания отходов и (или) объекте размещения отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

Статья 10. Требования в области обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

1. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

2. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

Статья 11. Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

1. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;

соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии;

проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ)

проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;

в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

1. Утратил силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ.

2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

5. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

(в ред. Федерального закона от 08.11.2008 N 196-ФЗ)

6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

(п. 7 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(п. 8 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

9. Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

(п. 9 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

10. Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.

(п. 10 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

11. При ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.

(п. 11 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

3. Утратил силу с 1 января 2016 года. - Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ.

Статья 13.1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению

(введена Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)

1. Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

3. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 13.2. Требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами

(введена Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

1. Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональная программа в области обращения с отходами), должна содержать:

значения целевых показателей в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;

перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, включая экономический эффект от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;

информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

иные определенные органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопросы.

2. Перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должен содержать мероприятия, направленные на:

стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров;

стимулирование утилизации отходов;

выявление мест несанкционированного размещения отходов;

предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий;

обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами.

3. Перечень мероприятий региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, учитывается при формировании мероприятий соответствующих государственных программ.

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ.

5. Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.

Классификация


Все утильсырье подразделяется на отходы производства и потребления. Деление названых групп отходов на классы опасности осуществляется в зависимости от их опасных качеств, таких как взрывоопасность, пожароопасность, ядовитые свойства и др. С точки зрения санитарно – эпидемиологической классификации существует четыре класса опасности отходов:
1. Чрезвычайно опасные.
2. Высоко опасные.
3. Умеренно опасные.
4. Малоопасные.

С учетом влияния отходов на окружающую среду они классифицируются на пять классов:
1. Чрезвычайно опасные.
2. Высоко опасные.
3. Умеренно опасные.
4. Малоопасные.
5. Неопасные.

Важно! Классы отходов с I по IV наиболее опасны как для человека, так и природы.

Отходы первого класса


Отходы 1 класса опасности практически не перерабатываются в естественных условиях, а у человека при неправильном обращении, вызывают смерть. В основном это отходы, содержащие ртуть. К ним относятся не только сломанные ртутные термометры, но и гальванические элементы, а также люминесцентные лампы (на нашем сайте вы можете прочитать познавательную статью про утилизацию люминисцентных ламп). В России ежегодно выходит из строя до 20% ртутных ламп. Это ни много ни мало 100 миллионов штук. Большая часть отработанных ламп попадает на свалку.

Важно! Пары ртути при вдыхании могут вызвать у человека рак!

К 1 классу опасности относятся также отходы химического производства. В перечень наиболее опасных отходов входят:
- полихлорированные вещества;
- остатки крезола;
- соли мышьяка;
- отработки синтетических и минеральных масел;
- выброшенные трансформаторы и конденсаторы, содержащие токсичные органические соединения и т.д.

Согласно нормативам законодательства по охране природы, сбор отходов этого класса должен производиться отдельно от другого мусора. Тара для хранения тоже особая – цилиндры с цинковым покрытием и чехлом. Хранить отходы 1 класса необходимо на специальной площадке с твердым покрытием. Вход туда посторонним лицам запрещен. На контейнер крепится маркировка с видом отходов, правилами их сбора, а также контактными данными предприятия, которое будет производить утилизацию. Не следует транспортировать контейнеры совместно с другими видами мусора.


Отходы второго класса


Эта категория отходов имеет высокий уровень отрицательного влияния на здоровье человека. В дикой природе загрязненная отходами 2 класса экологическая система, восстановится через тридцать лет (если источник загрязнения будет ликвидирован). К отходам указанного класса относятся:
- вышедшие из строя аккумуляторные кислоты и щелочи;
- сами аккумуляторы;
- провода с покрытием из свинца;
- отработки нефтепродуктов, дегтя и смол;
- батарейки;
- остатки солей свинца, свинцовые опилки и т.д.

Дополнительная информация! Наиболее тяжелая ситуация в России с отслужившими аккумуляторами. За год их попадает на свалку до 3000000 штук, что в переводе на массу «выброшенного» свинца составляет 90000 тонн.

О вреде батареек, относящихся к 2 классу опасности, о способах их переработки и пользе раздельного сбора отходов смотрите в видео.

Сбор отходов 2 класса также необходимо производить раздельно от остального мусора. Хранение осуществляется в контейнере, установленном на специальный поддон, препятствующий разливу электролитов. Площадка, на которой находятся поддоны с контейнерами, должна быть защищена от атмосферных осадков. Следует учесть, что выбрасываемые аккумуляторы не должны подвергаться ударам.

Отходы третьего класса


Это класс умеренно опасных отходов. Живая природа способна их переработать в течение 10 лет. К отходам 3 класса относятся бытовые отходы и всякий производственный мусор:
- ветошь, которая использовалась для протирки станков;
- табачная, цементная пыль;
- непригодный для использования ацетон;
- старые шпалы;
- промасленный песок;
- шлам, полученный при очистке нефтепродуктов;
- выброшенные моторные и индустриальные масла;
- автомобильные фильтры;
- куриный жир;
- птичий помет и т.д.

Шламы, полученные при очистке нефтепродуктов, представляют определенную угрозу для природы и людей. Для окружающей среды также опасны масляные фильтры. Как показывают данные статистики, каждый автомобилист два раза в год меняет масляный фильтр.

Сбор отходов 3 класса следует производить отдельно от других видов мусора в специальные емкости, размещать их на твердых площадках, имеющих навесы. Емкости должны быть оборудованы специальными поддонами, препятствующими попаданию отходов нефти на землю в случае их разлива.

Отходы четвертого класса


Отходы 4 класса опасности не являются значимой угрозой здоровью человека и живой природе. Бывает даже так, что естественные экосистемы способны восстановиться самостоятельно после размещения в их пределах данного вида отходов. Не так сложны и мероприятия по обращению с отходами 4 класса опасности. Так, по инструкции их можно размещать и хранить прямо на территории, которая впоследствии будет подвергаться регенерации. К отходам 4 класса относятся:
- строительный хлам от разборки старых зданий;
- твердые отходы, появившиеся после смены дорожного покрытия;
- отработанные покрышки;
макулатура;
- отходы птицеводства, деревообработки, звероводства.

Редко в этот перечень попадают вещества, содержащие продукты переработки нефти (самые опасные в данной категории), не требующие дополнительной очистки. Перечень правил переработки отходов 4 класса не является таким жестким как в случае с отходами 1 – 3 класса опасности. Например, этот вид мусора можно утилизировать даже на территории предприятия, которое их произвело.